Бизнес-модель компании FED
В экономике есть постулат – любая акционерная компания работает лучше, чем государственная. Начиная с 1990 года государственная корпорация ФЭД стала акционерным обществом FED. Это дало ряд преимуществ:
- компания имеет свободный доступ к внешним рынкам;
- АО более гибкое в принятии решений, и это видят прежде всего западные партнеры;
- АО имеет более легкий доступ к дешевым долгим кредитам (на примере компании FED можно видеть, как нам доверяют западные банки);
- более интенсивно используются основные фонды и в результате этого при меньшей численности персонала в сравнении с подобным государственным предприятием, объём выпускаемой продукции оказывается в 2-2,5 раза выше.
Бизнес-модель компании FED показывает, как сегодня в сложных экономических условиях можно работать эффективно.
В компании FED объем валовой продукции на одного работника уже практически сопоставим с европейскими показателями. Компания достигла уровня среднего объема валовой продукции в Европе и Северной Америке. В компании этот показатель – 50 тыс. евро на одного работающего. Для сравнения: средний показатель по украинским предприятиям – чуть более 2000 евро.
Стоимость основных станков в компании FED – 500-600 тыс. евро. Это большие инвестиции, плюс средства измерения, средства оснащения – это еще удваивает стоимость оборудования.
Компания работает по правилу «24/7», а для такого режима работы каждый станок должны обслуживать минимум 4 оператора. Система подготовки высококвалифицированных кадров длительная. Поэтому процесс технического переоснащения длится уже около 7 лет. Каждый год компания покупает до 10 единиц оборудования. Общий объем инвестиций за 5-7 лет составил около 50 млн евро.
24/7
4 оператора
В работе компании в течение последних лет задействовано около 1000 человек персонала. Соотношение «белых воротничков» и «синих воротничков» – 1:1. В эту формулу вписаны не только топ-менеджмент и операторы станков, но и уборщицы. И это очень конкурентная схема. Для примера: на государственных предприятиях это соотношение – 1:4. То есть «один за станком – три-четыре рядом». Безусловно, это неэффективная и неконкурентоспособная схема.
Компания развивается с колоссальным темпом роста, практически удваивая выпуск продукции. Ежегодно создаются до 100 высокотехнологичных рабочих мест. Стоимость затрат на создание одного рабочего места – 50 тыс. евро, не считая стоимости приобретения основного оборудования.
Последние 4 года 35% от всего оборота компания FED вкладывает в развитие: 10% - в новое оборудование и технологии, а 25% - в новые разработки. Данное решение начинает приносить свои плоды: увеличилась производительность труда, а значит - объем выпуска товарной продукции, и все это отражается на перспективном развитии: позволяет компании планировать деятельность на годы вперед. Темпы роста, которые есть сегодня, обусловлены и техническим перевооружением, и продуманной маркетинговой политикой, работой с заказчиками - все это позволяет компании с уверенностью смотреть в будущее.